Закладки
  Добавить закладку :

|
|

Главная | "Биография души" | Произведения | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив

Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г

МЮНСТЕР Елена Георгиевна

Произведения Скачать статью
Культура и образование в понимании Германа Гессе
Версия для печати Размер шрифта:

См. также:
"Свобода творчества"
"Музыка и живопись в творчестве Гессе"
"Гессе и романтизм"
"Вопросы поэзии в интерпрет. Г.Гессе"
"Культура и образование в понимании Г.Гессе"
"Гессе и психоанализ"
"Лирика в прозе"
"Влияние мировоззренческих установок"
"Влияние христианского учения"
"Гессе и музыка"
"Герман Гессе и Гете"
------------
Стихи Гессе в переводе Е.Мюнстер
Статьи других авторов

Мировоззренческое заявление.

Меня, как преподавателя, вопросы культуры и образования волнуют в первую очередь. Что важнее - дать образование по каким-то определенным дисциплинам, привить уважение к каким-то определенным культурным ценностям, воспитать согласно каким-то определенным правилам поведения в обществе или поставить во главу угла нравственное воспитание и, исходя из этого, базируясь на этом, развивать детское сознание по всем остальным направлениям. Я думаю, что важнее - второе. Другой вопрос, в какой степени это зависит от учебного заведения, от людей, задачей которых является образование учащихся. На этот вопрос я и постаралась дать ответ.

   

Культура и образование в понимании Германа Гессе

     
     Культуру в самом широком смысле слова можно рассматривать как совокупность общезначимых духовных и материальных ценностей. О состоянии культуры в обществе судят по тому, какие из этих ценностей превалируют, что выходит на первый план - духовное или материальное. Стремление к удовлетворению лишь физических потребностей, тяга к удобствам и комфорту обусловливают преобладание материального фактора, и культура становится лишь средством достижения этих благ.
      Духовные ценности, в отличие от материальных, нуждаются в постоянном культивировании, постоянном внимании и заботе со стороны государства и образованной части общества.
      Культура, как духовный символ, базируется на образовании и воспитании. Но без единой, нравственной, идеи, она будет всего лишь сводом правил и знаний, лишится своей целостности, смысла своего существования.
      Во времена раннего христианства была сформирована религиозно- нравственная идея, имеющая в своей основе десять основных заповедей - "Не убий!", "Не укради!" и т.д. Учение Маркса и Энгельса помогло сформулировать моральный кодекс строителя коммунизма, истоки которого опять же можно найти в нравственных ориентирах христианства.
      На сегодняшний день в Украине еще сохраняется атмосфера неопределенности основной нравственной идеи. С одной стороны, увеличивается рост верующих и следующих заповедям Христа, с другой стороны, остается большим число приверженцев коммунистических идеалов. Но особое опасение вызывает деградация морали и нравственности среди подрастающего поколения, воспитывающегося в духе накопления капитала любой ценой. Этому способствуют льющиеся с экрана телевизоров потоки насилия и глумления над человеческим телом, извращающие самые прекрасные и возвышенные чувства.
      На фоне такого разделения все большее значение приобретает необходимость формирования нравственного облика человека ХХ1 века. И немаловажную роль в этом деле должно сыграть образование - те его институты, которые отвечают за подрастающее поколение - школа, средние и высшие учебные заведения. Целью этих институтов должны быть не только культивация и передача знаний от поколения к поколению, но и выполнение определенной воспитательной задачи, выработка определенных нравственных, моральных принципов.
      Одни лишь благоприобретенные знания по каким-либо научным dhqvhokhm`l или усвоенные правила поведения в обществе могут сделать человека образованным и воспитанным, но не обязательно нравственным. Во все века этому, помимо христианского учения, способствовало искусство. Тонкое восприятие прекрасного помогало человеку ощутить ту грань, которая отделяла нравственный поступок от безнравственного. Помогало ощутить притягательность доброты и ужас зла.
      Большую роль в воспитании человека играла литература. Прежде всего, в этом отношении можно отметить немецкую литературу, начиная с движения "Бури и натиска" и кончая романами воспитания. Великие немецкие писатели - Гете, Томас Манн и другие, выносили на страницы своих произведений проблемы сохранения культуры, воспитания нового человека, свободного от филистерства и ханжеской морали. Эти же вопросы волновали и Германа Гессе, автора "Степного волка" и "Игры в бисер".
      Герман Гессе считал, что не может быть образования без книг, сокровищниц знаний и поучений. В своем эссе "Библиотека всемирной литературы" Гессе дает характеристику истинного образования, считая, что оно "не подчинено утилитарной цели" и что его высший смысл - "стремление к совершенству" [1, с.148]. Гессе считал, что "стремление к образованию, то есть совершенствованию ума и души, это не утомительный путь к тем или иным ограниченным целям, это расширение нашего кругозора, обогащение нашей способности жить и радоваться жизни". По его словам, образование "помогает нам осмыслить нашу жизнь, разгадать прошлое и смело смотреть в будущее" [1, с.148].
      Одним из важнейших путей, ведущим к такому образованию, Гессе считал изучение всемирной литературы. Он понимал, что за тот короткий срок, который отпущен каждому, невозможно ознакомиться не то что с литературой всего человечества, но даже и с литературой одного какого-либо народа. В своем эссе он постарался дать примерный перечень произведений, которые должны входить в библиотеку мало-мальски образованного человека. При этом Гессе полагал, что "важно не то, что мы прочитаем, и сколько будем знать". Важно "по собственному вкусу отобрать для себя великие творения, всей душой наслаждаться ими в часы досуга, чтобы почувствовать широту и полноту человеческих раздумий и порывов, чтобы духовно соприкоснуться с жизнью и биением сердца человечества" [1, с.149]. В этом, по мнению писателя, и состоит смысл всего нашего сосуществования, нашей духовной жизни, потому что чтение должно не уводить нас от несовершенства жизни, а помогать бороться за высокие и благородные идеалы [1, с.149].
      Гессе считал, что книга заслуживает в каждом доме самого почетного места, потому что "дом без книг беден, даже если его стены покрыты дорогими обоями и картинами, а пол устлан красивыми коврами" [2, с.30]. По его мнению, только тот, кто "сам знает книги, имеет их и любит, в состоянии оказать умную и действенную помощь своим подрастающим детям". Только такой человек "сможет руководить их чтением, предостеречь как от бульварщины, так и от преждевременной привередливости по отношению к лучшему и сопережить с юным душами постепенное открытие и саморазворачивание царства духа и красоты" [2, с. 30].
      Гессе не только подчеркивает важность чтения книг, но и рекомендует, как это делать. Важно не то, сколько книг ты

1


1 | 2 | 3
реклама

Copyright 2004-2023
©
www.hesse.ru   All Rights Reserved.
Главная | "Биография души" | Произведения  | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив