Закладки
  Добавить закладку :

|
|

Главная | "Биография души" | Произведения | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив

Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г

МЮНСТЕР Елена Георгиевна

Произведения Скачать статью
Влияние мировоззренческих установок
Версия для печати Размер шрифта:

См. также:
"Свобода творчества"
"Музыка и живопись в творчестве Гессе"
"Гессе и романтизм"
"Вопросы поэзии в интерпрет. Г.Гессе"
"Культура и образование в понимании Г.Гессе"
"Гессе и психоанализ"
"Лирика в прозе"
"Влияние мировоззренческих установок"
"Влияние христианского учения"
"Гессе и музыка"
"Герман Гессе и Гете"
------------
Стихи Гессе в переводе Е.Мюнстер
Статьи других авторов

"Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми." (Римлянам, 12, 18)

Эти строки из библии можно дополнить следующими: "Будьте в мире с самими собой." И именно искание мира в себе отличает творчество немецкоязычного поэта и писателя Германа Гессе. Противник войны, противник насилия, вечно ищущий путь к себе самому, поднимающий проблемы бытия и духа, Гессе ранимый и утверждающийся, стремящийся отстоять свое право быть поэтом, Гессе противоречивый, пытающийся соединить несоединимое - Восток с Западом, веру с неверием, Гессе, бунтующий против христианских догматов и Гессе, христианин до мозга костей.
      Всем своим творчеством Гессе отстаивал свое право быть самим собой и право становиться другим. Но как бы ни был противоречив он в своих поступках, своих творениях, неизменным в нем оставалось одно: стремление сохранить в этом меняющемся и деградирующем духовно мире остатки духовности, стремление развить эти ростки и сделать их достоянием всего человечества.
      Герман Гессе родился 2 июля 1887 году в небольшом швабском городке, как бы сошедшем со страниц старинных немецких сказок и баллад. Романтичность и своеобразие этого места не могло не отразиться на детском восприятии маленького Германа, рано осознавшего свое предназначение в этом мире. Он хотел стать и стал поэтом.
      Родные Гессе были глубоко верующими людьми, занимались миссионерской работой. Это были очень образованные люди, особенно дед со стороны матери, миссионер, долго проживший в Индии и бывший известным ученым-востоковедом.
      Родители хотели, чтобы сын стал продолжателем семейной традиции, но Гессе избрал свой путь. И все же, несмотря на периодические бунты против религиозного мировоззрения, во всем его творчестве прослеживается стремление утвердить идеалы и ценности, провозглашаемые в глубоко почитаемой им Книге книг.
      По словам немецкого литературоведа Э.Хильшера, "решающей чертой своего бытия и творчества Гессе считал "религиозный стимул".Он исповедывал гуманистическую религию, которая утверждает веру в силу доброты, поэтически воплощает благоговение перед человеческой сутью." [6, c.87] Хильшер приводит следующее высказывание Гессе: "Всякая истинная поэзия есть утверждение, она возникает из любви, имеет основой и источником благодарность по отношению к жизни, она есть хвала Богу и его творению." [6, c.87]
      Как отмечает еще один литературовед, В.Д Седельник, "....Вера важна для Гессе не в религиозном смысле - всякие церковные догмы и конфессиональные распри были ему совершенно чужды, - а как противоположнсть безверия, цинизма, отчаяния, пустоты, как знак исканий и борений духа. Он верил в человека как в "удивительную возможность", не угасающую даже в самые бесчеловечные периоды истории." [5, c.19]
      Такими периодами в понимании Гессе были войны, уносившие миллионы человеческих жизней, ведущие к упадку и бездуховности. Но упадок культуры, девальвация духовных ценностей случались и в мирное время и это вызывало у Гессе самую глубокую озабоченность. Как правильно подметили А.Акиндинова и Л.А.Бердюгина, Гессе глубоко переживал "бессилие, беспомощность самых высоких и чистых идей, составляющих душу европейской культуры, их неспособность существенным образом отразиться в жизни людей, улучшить ее, одухотворить и облагородить." [1, c.179]
      Получалось, что можно "обладать культурой и в то же время пребывать вне ее, быть хранителем духовных ценностей и все же бессознательно способствовать их девальвации." [1, c.180]. Как далее отмечают Акиндинова и Бердюгина, такое состояние духа, человека, культуры Гессе называет "переходным": " Всю литературу рубежа веков (в том числе и собственные произведения) писатель относит к "литературе переходного периода". [1, c.181]. И, может быть, именно потому, что мы в настоящее время также находимся в своеобразном переходном периоде, когда снова происходит переоценка ценностей и идеалов, творчество Гессе вновь пробуждает интерес у читателей постсоветского пространства. Гессе не дает в своих произведениях ответов, по его словам, он только "ставит правильные вопросы", а для получения ответов часто отсылает к единственному и благодатному источнику, провозглашающему вечные и непреходящие ценности.
      Для Гессе конечной целью культуры является нравственное воспитание человека, пробуждение в нем этической личности. Недаром самый известный его роман "Игра в бисер" литературоведы называют гуманистически-философской поэмой о духовном будущем человечества, несущем на себе "печать самого высокого,благородного вкуса, интеллектуальной утонченности и нравственной чистоты". [1, c.196].
      При выражении своих взглядов Гессе не ограничивается только прозой.Работа духа и мысли получает свое классическое завершение в стихотворных строках. Гессе писал о своих стихах: "...все они говорят обо мне самом, отражают мой собственный путь, мои тайные мечты и желания, мои собственные горькие лишения." [6, c.105]
      Как отмечает Д.Затонский, "поэзия и литература как бы сливаются у него, друг друга дополняют, составляют нечто цельное." [5, c.238]. Так, например, незадолго до выхода в свет прозаического произведения "Степной волк " Гессе издает цикл стихов под таким же названием, который затем входит в расширенный сборник стихов под общим названием "Кризис". Основной темой этих произведений Гессе может считаться как кризис личности, так и кризис общественный. Но, как пишет сам автор в предисловии к роману, что "хотя эта книга и повествует о страданиях и муках, она ни в коем случае не является книгой отчаявшегося, это книга верующего." [7, c.6]
      Герман Гессе известен не только как поэт и прозаик, но также и как

1


1 | 2 | 3
реклама

Copyright 2004-2023
©
www.hesse.ru   All Rights Reserved.
Главная | "Биография души" | Произведения  | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив