Закладки
  Добавить закладку :

|
|

Главная | "Биография души" | Произведения | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив

Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г

МЮНСТЕР Елена Георгиевна

Произведения Скачать статью
Гессе и романтизм
Версия для печати Размер шрифта:

См. также:
"Свобода творчества"
"Музыка и живопись в творчестве Гессе"
"Гессе и романтизм"
"Вопросы поэзии в интерпрет. Г.Гессе"
"Культура и образование в понимании Г.Гессе"
"Гессе и психоанализ"
"Лирика в прозе"
"Влияние мировоззренческих установок"
"Влияние христианского учения"
"Гессе и музыка"
"Герман Гессе и Гете"
------------
Стихи Гессе в переводе Е.Мюнстер
Статьи других авторов

Исследуются тенденции немецкого романтизма в творчестве Германа Гессе.

      Немецкоязычный поэт и писатель Герман Гессе начал свой творческий путь в конце 19-го века. В 1899 году вышел в свет его первый поэтический сборник "Романтические песни", в котором он заявил о себе как поэт и последователь романтизма. В дальнейшем выходят и другие поэтические и прозаические произведения, которые также, в большей или меньшей степени, можно отнести к романтическим. Для более верного определения характера этих произведений необходимо было иметь точные критерии романтичности, а для этого, в первую очередь, определить основные черты романтизма вообще и немецкого - в частности. Необходимо было также выяснить, кто из немецких романтиков оказал на Гессе особенное влияние, и в чем это влияние проявлялось. Определенный интерес представляла и точка зрения самого Гессе на романтизм и неоромантизм, на его представителей. На заключительном этапе исследования предполагалось установить, кем же являлся Гессе на самом деле - романтиком или реалистом, и является ли дань романтическим традициям достоинством или недостатком.
      Теме немецкого романтизма посвящено много исследований и научных работ. Наиболее известными из них по праву являются работы Н.Я.Берковского "Романтизм в Германии" и Жирмунского В.М. "Немецкий романтизм и современная мистика". Большое внимание немецкому романтизму уделено и в Истории зарубежной литературы Х1Х в. под редакцией Я.Н.Засурского и С.В.Тураева.
      В результате анализа этих материалов были выявлены следующие характерные особенности романтизма, нашедшие свое отражение в творчестве Германа Гессе : одушевление природы благодаря употреблению метафор, олицетворения; воспевание темы странничества, вызванного страстью к движению, к переменам, уход в природу. Это и необычайная музыкальность лирических произведений, связь с народной песней и наличие присущих ей задушевности и простоты; большое внимание к личности, ее
      универсальности; выдвижение на первый план личности художника - поэта, музыканта, живописца. Как и другие романтики до него Гессе развивает тему Востока, пишет о любви и о юношеских страданиях. Как Гете и Новалис активно использует тему единства жизни и смерти как целостного процесса, пишет философскую лирику, отражающую проблемы бытия.
      В творчестве Гессе отразились и такие недостатки романтизма, как некоторый субъективизм в описании чувств и событий, идеализация старины, в основном средневековья, а в некоторых случаях и пассивная позиция - отрыв от реальной жизни, уход в нереальный, фантастический мир.
      Романтизм как литературное течение не возник в Германии на пустом месте. Как отмечает В.М.Жирмунский, он "явился непосредственным продолжением и развитием идей эпохи "бури и натиска" [3, с. 21]. В свою очередь тенденции романтизма оказали определенное влияние на поэтов и писателей более позднего периода, вызвали к жизни неоромантиков и экспрессионистов. Особенностью творчества Германа Гессе, как и других художников конца 19-го, начала и середины 20- го века, является то, что он испытывал влияние сразу нескольких литературных направлений - позднего просвещения, романтизма и первых элементов зарождающегося реализма.
     Вопрос о влиянии романтических тенденций на творчество Германа Гессе вызывал и продолжает вызывать глубокий интерес, как у отечественных, так и зарубежных исследователей творчества писателя. Можно назвать следующие работы: книгу Курта Вайбеля "Герман Гессе и немецкая романтика" (1954), статью Корнелии Буркхардт "Отношение Германа Гессе к классицизму и романтизму" (1984.) статью Т. Е. Некрасовой "Творчество Германа Гессе и традиции романтизма" (1987).
      В своей работе Курт Вайбель характеризует творчество Германа Гессе как романтическое. При этом он отмечает ряд таких особенностей, которые позволяют говорить о том, что Гессе не просто следовал романтическим традициям, но так их прочувствовал и преобразовал, что смог сделать их близкими и понятными не только своим современникам, но и последующим поколениям. Осуществляя связь времен, Гессе пропагандировал взгляды и идеи одного из виднейших представителей раннего немецкого романтизма - Новалиса. По мнению Курта Вайбеля, лишь в редчайших случаях Гессе подражал Новалису осознанно и намеренно - в случае с голубым цветком в сказке "Ирис" или выражая идеи Новалиса в "Степном волке" и в "Игре в бисер". В основном же это подражание было неосознанным стремлением приблизиться к почитаемому им образцу [9, с.12]. Таким же образцом, считает Вайбель, был для Гессе и Э.Т.Гофман.
      Особое влияние на творчество Гессе оказал Жан Поль. Как пишет Вайбель, именно Жан Поль с его всеобщей любовью определил человеческую позицию Гессе [9, с.12]. Влияние Жан Поля проявилось уже в одном из ранних прозаических произведений писателя - "Петере Каменцинде", а затем сказалось в изображении саксафониста Пабло из "Степного волка", Нарцисса и Гольдмунда, служителя Лео из "Паломничества в страну Востока" и, наконец, Иозефа Кнехта из "Игры в бисер". Вайбель затрудняется точно определить, насколько осознанно следовал Гессе и этому романтическому образцу, во всяком случае, благодаря влиянию Жан Поля герои Гессе находили выход из душевного отчаяния, а созданные Жан Полем образы являлись примером и свидетельством "внутренней божественности человека" [9, с.12-13].
      Вайбель подчеркивает, что поэты-романтики были для Гессе друзьями, их образы он воссоздавал в своих произведениях, именно они явились главными героями магического театра в "Степном волке", и одной из заслуг Гессе является то, что в своем творчестве он вывел их за пределы романтики [9, с.14].
      Очень близок был Гессе, по мнению Вайбеля, и Клеменс Брентано, с его мятущейся душой, жизнью, напоминающей печальное стихотворение или народную песню. Гессе и Брентано, считает Вайбель, объединяет и стремление соединить два полюса жизни - духовное и земное. Образ Брентано незримо присутствует и в герое "Степного волка" и в "Нарциссе и Гольдмунде". А характерная для Гессе символика "вечной матери", по всей видимости, берет свое начало и в "Картине каменной матери" Брентано.
      Вайдель не оставляет без внимания и влияние на Гессе Эйхендорфа. Он считает, что именно Эйхендорфу Гессе обязан своим простым и ровным стилем, а повесть "Кнульп" - многими сюжетными линиями.
      О сходстве Гессе и Гельдерлина пишет другой немецкий исследователь Гуннар Деккер. Он отмечает, что им обоим "было близко мировоззрение романтиков, хотя оба связывали с ним собственные философские представления: Гельдерлин - идеалы античности, Гессе - очарование востоком и реакцию на модернизм" [6]. Гельдерлину Гессе посвятил одно из своих стихотворений, его имя часто встречается на страницах произведений Гессе.
      Говоря об образцах для подражания, учителях в творческой деятельности, нельзя не упомянуть имя другого швабского романтика - Э. Мерике. С Гессе их роднило не только швабское происхождение, но и восприятие действительности. В нем одновременно соседствовало романтическое представление, предполагающее наличие таинственного и загадочного начала, и реалистическое, отражающее жизнь такой, какой она является на самом деле. И если у Новалиса Гессе

1


1 | 2 | 3
реклама

Copyright 2004-2023
©
www.hesse.ru   All Rights Reserved.
Главная | "Биография души" | Произведения  | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив