Произведение в душе художника — это стихийная сила, которая прокладывает себе путь 
либо тиранически и насильственно, либо с той неподражаемой хитростью, с какой 
природа умеет достигать своих целей, не заботясь о личном благе или горе человека — 
носителе творческого начала. 
Карл Густав Юнг
      «Я сам читатель, один из тех, кто с детства околдован книгой», — писал Гессе в эссе 
«Магия книги». Слово «околдован», впрочем, редкое в лексиконе писателя, говорящего 
обычно о волшебстве, высвечивает здесь некий отрицательный смысл — смысл злого 
волшебства, воздействующего на писателя помимо его собственной воли. Кажется 
парадоксальным, что источником колдовства, силы, по нашему мифологическому опыту 
отчуждающей человека от жизни, счастья, собственного Я, выступает у Гессе именно 
книга. Хотя и наш бытовой опыт говорит об опасности ситуации, когда чтение поставляет 
человеку замену жизни, создает зависимость от чужих представлений и 
несамостоятельность в суждениях и поступках. На опасность многочтения на протяжении 
всей своей жизни неоднократно указывал и сам Гессе. Для него же самого книга стала 
роком, «судьбой, росшей в нем самом». Преодоление этого рока вылилось у Гессе в 
творчество, в ведущую тему его жизни, которая, чрезвычайно сложно и противоречиво 
выраженная, присутствует практически во всех его произведениях, принимая форму 
разлада с самим собой и окружающим миром и форму грандиозной попытки превратить 
колдовство книги в благую, творимую свободной волей человека, магию книги.
      В мифологическом сознании человека магия испокон веков состоит в искусстве 
одушевления объекта — в наделении его всеми свойствами живого существа. Волшебник 
символически овладевает объектом, ритуально-самопожертвенно сливаясь с ним, 
расчленяя его «изнутри» на «лики мифологического пандемониума» (К. Г. Юнг), которые 
суть проекции бессознательных содержаний Я волшебника, с тем чтобы сделать зримыми 
свойства объекта, придать им очертания и из очертаний создать образ — символ, который 
будет подсказывать спасительные действия и волшебнику и окружающему миру, ради 
которого он, волшебник, и творил свою волшбу. «Всякое явление на земле есть символ, и 
всякий символ есть открытые врата, через которые душа, если она к этому готова, может 
проникнуть в недра мира», — писал Гессе о символизации как способе овладения миром. 
Такая мифологизированная трактовка образа, то совпадающего с символом, то лишь 
образующего символ вместе со «смыслом», равно как и постоянное употребление слова 
«образ» в самых разных значениях, проходит через все творчество писателя и 
отождествляется с представлениями о книге и об образовании как претворении власти 
материального в духовное. Магическое мышление — символически осознаваемая Гессе 
проекция мифологической сизигии (в мифографии — божественного соития мужского и 
женского начал, порождающих мир) — стало программным в творчестве писателя и 
отождествилось с благой — созидательной, спасительной — функцией любви. 
      Магической связью, опосредующей порождение и непрерывное возрождение вселенной, 
выступает у Гессе и любовь к книге — библиофилия в ее высшей форме — чтения и 
знания книг, собирания и усвоения книг, создания книг.
      Откуда же возникло в сознании Гессе колдовство книги? Из чего состоит главный, 
подлежащий магическому преодолению и освоению символический объект в гессевском 
пандемониуме книги: в психологическом и поэтологическом мире писателя? Как 
преодолевал Гессе свой рок в жизни и творчестве и в чем был конкретный смысл этого 
преодоления?
      Лейтмотивом жизни гессевского сознания очень рано стал поиск в себе самом и в 
окружающей действительности древних, устоявшихся образных универсалий — 
праобразов (как назвал их еще Гёте, переводя греческое слово «архетип», фигурирующее 
уже в космогонии Платона) — неких символических форм, взаимосвязанных друг с 
другом и могущих, по принципу аналогий и ассоциаций, потенциально обмениваться 
содержаниями и притягивать новые содержания, каждая — давать извод всех прочих, 
рождаясь, по выражению Гёте, из «природного источника впечатлений». Для XX века 
теория архетипов сформулирована в глубинной психологии Фрейда — Юнга, под знаком 
которой прошла вторая половина жизни-творчества Гессе. Но стремление к отысканию 
архетипов и расстановке на них собственных мифопоэтических значений пробудилось у 
Гессе задолго до знакомства с психоанализом — вероятно, в самом раннем детстве. Цель 
этих устремлений — установление контакта с окружающим миром, чрезвычайно сложной 
и противоречивой системой реальных явлений и их отображений, но в первую очередь с 
иными психическими и духовными мирами. «Ах, если бы мы все думали друг о друге и 
все бы имели чувство невидимой и молчаливой общности!.. Взаимосвязи и предчувствия, 
всплывающие в нашей собственной жизни, мы бы вновь находили тогда у других, круг бы 
расширялся, и нити, начала и концы которых мнили мы у себя в руках, потянулись бы на 
наших глазах от человека к человеку через части света и поколения. Касаясь этих нитей 
словно струн гигантской арфы, мы бы продолжили сочинение всеобщей более 
просветленной жизни и продвинулись бы в познании вечности, чего сделать поодиночке 
мы не в состоянии», — писал двадцатичетырехлетний Гессе («Герман Лаушер»).
Эмоционально выделенным архетипическим символом «взаимосвязей и предчувствий 
собственной жизни» (выделенным относительно ограниченного множества архетипов, 
являющихся и всеобщим достоянием человечества и личным достоянием каждого) была у 
Гессе книга как предмет, чтение и творчество, доказательство чему находим мы и в 
многочисленных исповедях писателя, и заключением от обратного — в его 
произведениях, и в атрибутах, и обстановке его личной жизни.
      Личность Гессе черпала «книжные» архетипы и из непосредственных реалий 
собственного бытия, — и в унаследованном виде — из родового сознания и из 
архаического архетипического сознания человечества. С генами и через неисповедимые 
каналы восприятия эти архетипы, напитанные своеобразными душевными содержаниями 
Гессе-индивида, исподволь складывались в некую уникальную — не по форме, а по 
внутренней сущности — структуру: не зависящую от сознания и стремящуюся к 
экспансии психическую формацию, называемую в глубинной психологии автономным 
комплексом. Природа его у Гессе двойственна. С одной стороны, он складывался сам по 
себе, бессознательно, с другой же — просветлялся сознанием. Он объективировался 
посредством привычки к самонаблюдению, а главным орудием гессевского 
самонаблюдения было всепоглощающее чтение, тяга к которому в свою очередь 
стимулировалась самим автономным комплексом. Назовем поэтому данный комплекс 
книжным.
      Книжная акцентуация автономного комплекса возникла у Гессе из факта рождения в 
семье библиофилов — на редкость образованных читателей, ученых и писателей, 
проповедников-миссионеров и издателей; из впечатлений от включенности в атмосферу 
отношений с отцом и матерью, а также с дедом; из особого — в силу характера Гессе 
мифологизированного — отношения к матери и из впечатлений от древнейшего архетипа 
семейных отношений — дома, гессевского дома, наполненного книгами, авторитетом 
знания, мудрости, религиозно-нравственной непогрешимости и любви. «Любовь, дружба 
и вожделение есть нечто присущее дому (oiceion)», — формулировал Платон (Лисид 221е) 
любовь, энергию, воспроизводящую в сознании человека архетип дома. Гессевский дом 
как проекция родительской сизигии ассоциировался в сознании маленького Германа и с 
садом — деревьями и особенно цветами, — и с не отграниченной от города, как это было 
принято в Швабии, вольной природой. Эти ассоциации, присущие и знакомые всякому и 
породившие устойчивые системы символов, таких, как «дом-природа», «дом-родина», 
«дом-мать», в архаическом мифологическом сознании человечества представлялись в 
многочисленных архетипах оплодотворяющей самое себя Великой Матери (как, 
например, шумерской Нисабы) или верховного мужского божества в той же роли (как, 
например, египетского Ра) и символизировались также и образом книги. Земледелие как 
воспроизводство пищи, обеспечение непрерывности жизни сравнивалось с письмом, 
смысл которого — брошенное в землю-мать семя — «прорастал» злаками. Книга 
представлялась амбаром, наполненным зерном, а вместилища книг — библиотеки — 
отождествлялись с садами и женщинами, ждущими любовного ухода. Книге-мирозданию 
уподоблялась связь между небом и землей, осуществляемая нисхождением на землю 
света-смысла звезд-письмен, из чего возникали все предметы и формы. Как объединение 
сущностных «верха» и «низа» в книге мироздания представлялся рост флоры и фауны. К 
книге жизни тянулись нити и от таких первообразов мира, как гора и мировое древо. 
Архетипы круговорота природы — «токов», циркулирующих между «верхом» и «низом», 
издревле символизировались образами «пути», «письма», «чтения», «возвращения домой» 
и «ухода из дома», «посредничества» и «магии», а также бесчисленными другими