Произведение в душе художника — это стихийная сила, которая прокладывает себе путь
либо тиранически и насильственно, либо с той неподражаемой хитростью, с какой
природа умеет достигать своих целей, не заботясь о личном благе или горе человека —
носителе творческого начала.
Карл Густав Юнг
«Я сам читатель, один из тех, кто с детства околдован книгой», — писал Гессе в эссе
«Магия книги». Слово «околдован», впрочем, редкое в лексиконе писателя, говорящего
обычно о волшебстве, высвечивает здесь некий отрицательный смысл — смысл злого
волшебства, воздействующего на писателя помимо его собственной воли. Кажется
парадоксальным, что источником колдовства, силы, по нашему мифологическому опыту
отчуждающей человека от жизни, счастья, собственного Я, выступает у Гессе именно
книга. Хотя и наш бытовой опыт говорит об опасности ситуации, когда чтение поставляет
человеку замену жизни, создает зависимость от чужих представлений и
несамостоятельность в суждениях и поступках. На опасность многочтения на протяжении
всей своей жизни неоднократно указывал и сам Гессе. Для него же самого книга стала
роком, «судьбой, росшей в нем самом». Преодоление этого рока вылилось у Гессе в
творчество, в ведущую тему его жизни, которая, чрезвычайно сложно и противоречиво
выраженная, присутствует практически во всех его произведениях, принимая форму
разлада с самим собой и окружающим миром и форму грандиозной попытки превратить
колдовство книги в благую, творимую свободной волей человека, магию книги.
В мифологическом сознании человека магия испокон веков состоит в искусстве
одушевления объекта — в наделении его всеми свойствами живого существа. Волшебник
символически овладевает объектом, ритуально-самопожертвенно сливаясь с ним,
расчленяя его «изнутри» на «лики мифологического пандемониума» (К. Г. Юнг), которые
суть проекции бессознательных содержаний Я волшебника, с тем чтобы сделать зримыми
свойства объекта, придать им очертания и из очертаний создать образ — символ, который
будет подсказывать спасительные действия и волшебнику и окружающему миру, ради
которого он, волшебник, и творил свою волшбу. «Всякое явление на земле есть символ, и
всякий символ есть открытые врата, через которые душа, если она к этому готова, может
проникнуть в недра мира», — писал Гессе о символизации как способе овладения миром.
Такая мифологизированная трактовка образа, то совпадающего с символом, то лишь
образующего символ вместе со «смыслом», равно как и постоянное употребление слова
«образ» в самых разных значениях, проходит через все творчество писателя и
отождествляется с представлениями о книге и об образовании как претворении власти
материального в духовное. Магическое мышление — символически осознаваемая Гессе
проекция мифологической сизигии (в мифографии — божественного соития мужского и
женского начал, порождающих мир) — стало программным в творчестве писателя и
отождествилось с благой — созидательной, спасительной — функцией любви.
Магической связью, опосредующей порождение и непрерывное возрождение вселенной,
выступает у Гессе и любовь к книге — библиофилия в ее высшей форме — чтения и
знания книг, собирания и усвоения книг, создания книг.
Откуда же возникло в сознании Гессе колдовство книги? Из чего состоит главный,
подлежащий магическому преодолению и освоению символический объект в гессевском
пандемониуме книги: в психологическом и поэтологическом мире писателя? Как
преодолевал Гессе свой рок в жизни и творчестве и в чем был конкретный смысл этого
преодоления?
Лейтмотивом жизни гессевского сознания очень рано стал поиск в себе самом и в
окружающей действительности древних, устоявшихся образных универсалий —
праобразов (как назвал их еще Гёте, переводя греческое слово «архетип», фигурирующее
уже в космогонии Платона) — неких символических форм, взаимосвязанных друг с
другом и могущих, по принципу аналогий и ассоциаций, потенциально обмениваться
содержаниями и притягивать новые содержания, каждая — давать извод всех прочих,
рождаясь, по выражению Гёте, из «природного источника впечатлений». Для XX века
теория архетипов сформулирована в глубинной психологии Фрейда — Юнга, под знаком
которой прошла вторая половина жизни-творчества Гессе. Но стремление к отысканию
архетипов и расстановке на них собственных мифопоэтических значений пробудилось у
Гессе задолго до знакомства с психоанализом — вероятно, в самом раннем детстве. Цель
этих устремлений — установление контакта с окружающим миром, чрезвычайно сложной
и противоречивой системой реальных явлений и их отображений, но в первую очередь с
иными психическими и духовными мирами. «Ах, если бы мы все думали друг о друге и
все бы имели чувство невидимой и молчаливой общности!.. Взаимосвязи и предчувствия,
всплывающие в нашей собственной жизни, мы бы вновь находили тогда у других, круг бы
расширялся, и нити, начала и концы которых мнили мы у себя в руках, потянулись бы на
наших глазах от человека к человеку через части света и поколения. Касаясь этих нитей
словно струн гигантской арфы, мы бы продолжили сочинение всеобщей более
просветленной жизни и продвинулись бы в познании вечности, чего сделать поодиночке
мы не в состоянии», — писал двадцатичетырехлетний Гессе («Герман Лаушер»).
Эмоционально выделенным архетипическим символом «взаимосвязей и предчувствий
собственной жизни» (выделенным относительно ограниченного множества архетипов,
являющихся и всеобщим достоянием человечества и личным достоянием каждого) была у
Гессе книга как предмет, чтение и творчество, доказательство чему находим мы и в
многочисленных исповедях писателя, и заключением от обратного — в его
произведениях, и в атрибутах, и обстановке его личной жизни.
Личность Гессе черпала «книжные» архетипы и из непосредственных реалий
собственного бытия, — и в унаследованном виде — из родового сознания и из
архаического архетипического сознания человечества. С генами и через неисповедимые
каналы восприятия эти архетипы, напитанные своеобразными душевными содержаниями
Гессе-индивида, исподволь складывались в некую уникальную — не по форме, а по
внутренней сущности — структуру: не зависящую от сознания и стремящуюся к
экспансии психическую формацию, называемую в глубинной психологии автономным
комплексом. Природа его у Гессе двойственна. С одной стороны, он складывался сам по
себе, бессознательно, с другой же — просветлялся сознанием. Он объективировался
посредством привычки к самонаблюдению, а главным орудием гессевского
самонаблюдения было всепоглощающее чтение, тяга к которому в свою очередь
стимулировалась самим автономным комплексом. Назовем поэтому данный комплекс
книжным.
Книжная акцентуация автономного комплекса возникла у Гессе из факта рождения в
семье библиофилов — на редкость образованных читателей, ученых и писателей,
проповедников-миссионеров и издателей; из впечатлений от включенности в атмосферу
отношений с отцом и матерью, а также с дедом; из особого — в силу характера Гессе
мифологизированного — отношения к матери и из впечатлений от древнейшего архетипа
семейных отношений — дома, гессевского дома, наполненного книгами, авторитетом
знания, мудрости, религиозно-нравственной непогрешимости и любви. «Любовь, дружба
и вожделение есть нечто присущее дому (oiceion)», — формулировал Платон (Лисид 221е)
любовь, энергию, воспроизводящую в сознании человека архетип дома. Гессевский дом
как проекция родительской сизигии ассоциировался в сознании маленького Германа и с
садом — деревьями и особенно цветами, — и с не отграниченной от города, как это было
принято в Швабии, вольной природой. Эти ассоциации, присущие и знакомые всякому и
породившие устойчивые системы символов, таких, как «дом-природа», «дом-родина»,
«дом-мать», в архаическом мифологическом сознании человечества представлялись в
многочисленных архетипах оплодотворяющей самое себя Великой Матери (как,
например, шумерской Нисабы) или верховного мужского божества в той же роли (как,
например, египетского Ра) и символизировались также и образом книги. Земледелие как
воспроизводство пищи, обеспечение непрерывности жизни сравнивалось с письмом,
смысл которого — брошенное в землю-мать семя — «прорастал» злаками. Книга
представлялась амбаром, наполненным зерном, а вместилища книг — библиотеки —
отождествлялись с садами и женщинами, ждущими любовного ухода. Книге-мирозданию
уподоблялась связь между небом и землей, осуществляемая нисхождением на землю
света-смысла звезд-письмен, из чего возникали все предметы и формы. Как объединение
сущностных «верха» и «низа» в книге мироздания представлялся рост флоры и фауны. К
книге жизни тянулись нити и от таких первообразов мира, как гора и мировое древо.
Архетипы круговорота природы — «токов», циркулирующих между «верхом» и «низом»,
издревле символизировались образами «пути», «письма», «чтения», «возвращения домой»
и «ухода из дома», «посредничества» и «магии», а также бесчисленными другими