Уже в названии этой книги умная и горькая
ирония. "Игра в бисер". Не дело, а игра в пустые стекляшки. Ведь
не что иное, как духовные устремления ученых и художников, их
штудии, их занятия теорией, науками и искусствами, автор осмелился
назвать игрой. Что же такое эти устремления? - как бы задает
вопрос Гессе. Действительно, всего лишь игра или жизненная необходимость?
А может быть, разновидность новой религии для интеллектуалов?
Чему должна служить духовная деятельность, чтобы не превратиться
в пустую игру? Как связаны хранители высшей духовной культуры
с теми, кто создает материальные ценности? Какова основа и роль
истинной "духовности" в наш век?
Перед нами глубокое философское произведение одного из
крупнейших немецких писателей XX столетия, раздумья его о судьбах
мира и цивилизации, о судьбах того, что ему особенно близко, -
о судьбах искусства. И это не холодные размышления: за внешне
спокойным повествованием скрывается сокровеннейший вопрос: "Что же будет с духовностью, что же будет с искусством в современном
мире?" А значит, и с человеком, ибо для гуманиста Гессе судьба наук и искусств неразрывно связана с судьбой человека, с условиями
развития человеческой личности. Как большинство честных писателей своего времени, Гессе глубоко осознал враждебность буржуазного
общества XX века развитию человека и художника. На протяжении более чем полувекового творческого пути он по-своему искал выход
из тупика, в котором оказалось общество. Своеобразным итогом этих поисков явился роман "Игра в бисер", в котором перед читателем
предстает удивительное создание Гессе - страна Касталия, страна интеллектуалов - духовной элиты будущего, самозабвенно предающейся
Игре в бисер.
Название Касталия происходят от мифологического Кастальского
ключа на Парнасе, у чистых вод которого, согласно преданию, бог
Аполлон водил хороводы с девятью музами, Гессе сам указывал на связь своей Касталии с "Педагогической провинцией" Гете, которая
фигурировала и романе "Годы странствий Вильгельма Мейстера" (1821). Тем самым Гессе подчеркивал свое глубокое почтение к Гете - классику
и корифею немецкой культуры прошлого - и свою преемственность по отношению к этой культуре. Ибо Гете, Моцарт и другие великие
художники прошлого были для Гессе олицетворением той подлинной
"духовности", о судьбе которой он скорбел.
В центре произведения Гессе - подробная история жизни
некоего Магистра Игры, сначала достойнейшего представителя и героя
Касталии, а затем ее отступника. Недаром под названием "Игра в
бисер" есть еще подзаголовок: "Опыт жизнеописания Йозефа Кнехта,
Магистра Игры, с приложением собственных его сочинений". Вся книга
написана якобы от имени касталийского историка из далекого будущего
и лишь "издана Германом Гессе". Известный прием "отстранения",
когда автор скрывается под маской издателя (в немецкой литературе
к нему прибегали еще Жан Поль Рихтер, Карл Иммерман, Гофман и
др.), помогает Гессе создавать иллюзию документальности, даже
научной точности при описании людей, событий, стран и эпох, созданных
его воображением.
Название "роман" применимо к "Игре в бисер" весьма условно,
даже учитывая изменения, которые претерпела эта традиционная форма
в нашем столетии. Несомненно, "Игра в бисер" не утопия в обычном
смысле этого слова, о чем неоднократно напоминал сам Гессе, не
попытка каким-то образом предвидеть будущее, как это свойственно
современным писателям-фантастам. Вернее всего, это - "роман-притча",
"роман-иносказание", и в литературе XX века его правильнее всего
поставить рядом с некоторыми произведениями Томаса Манна, художника,
во многом близкого Гессе. "Я уже год работаю над "Фаустусом",
- писал Т. Манн Гессе, прочитав "Игру в бисер", - ...невозможно
представить себе ничего более отличного, и в то же время сходство
поразительно, как это часто бывает между братьями". Но "Игра в
бисер" - это также целый конгломерат жанровых форм в рамках одного
произведения. Здесь и политический памфлет, и историческое сочинение,
вставные стихи и новеллы, легенда и житие, немецкий "роман о воспитании".
Большей частью эти традиционные формы используются со значительной
долей пародийности, с элементом "игры". В то же время Гессе оживляет
и продолжает какие-то очень старинные традиции: столь ценимой
им просветительской повести XVIII века (Вольтер, Свифт), немецкого
романа-жизнеописания XVII столетия (Гриммельсгаузен) и другие.
Творение Гессе кажется нарочито архаичным и удивительно современным.
Сложность построения, богатство символики, игра именами,
терминами и понятиями из многих и многих областей духовной жизни
- все это может поначалу ошеломить читателя. Но налицо и единство,
удивительная продуманность этого большого произведения. Разнообразные мотивы как бы сливаются под рукой мастера-дирижера в
стройную симфонию. Кстати сказать, критика не раз отмечала сходство
композиции "Игры в бисер" с композицией музыкального произведения,
в котором история Кнехта проходит как бы главной музыкальной темой.
При этом в ней оживает вся "духовная история самого писателя,
его поиски, его раздумья о самом главном для него и его современников.
"Игра в бисер" создавалась в мрачные годы фашизма в Германии и
была завершена в 1943-м - переломном году второй мировой войны.
В одном из писем в январе 1955 года Гессе сам говорил, что Касталия
была его отповедью фашизму, попыткой восславить духовность в "чумном,
отравленном мире". В то же время Гессе ставил вопрос о необходимости
спасения "духа", о том, что ради этого спасении интеллигенция
должна покинуть свою изолированную Касталию (иными словами, все
ту же пресловутую "башню из слоновой кости") и обрести свое "служение"
в мире практики.
Издана "Игра в бисер" была в нейтральной Швейцарии, где
жил Гессе. Интерес к новому большому произведению признанного
писателя и мыслителя был чрезвычайно велик. Роман породил противоречивые
толкования и острые дискуссии; не всеми, по разным причинам, он
был понят и принят, но взволновал он всех читателей. Споры вокруг
"Игры в бисер" не утихали и после войны, когда роман впервые стал
доступен немецкой публике: значительная противоречивость, несомненно,
давала почву для разных толкований. Но вместе с тем пришло широкое
признание. Об "удивительном подарке", который Гессе сделал интеллектуальному
миру и ему лично своим "великолепно зрелым и богатым романом-монументом",
писал Герману Гессе в начале 1945 года его друг Томас Манн. В
1946 году Гессе присудили Нобелевскую премию.
Герман Гессе (1877-1962) родился в небольшом швабском городке
Кальв, в скромной семье пиетистского{1_01} проповедника. Его второй
родиной стала Швейцария, где он в детстве прожил несколько лет,
Гессе был привязан к своим родителям, особенно к матери, но его
тяготил царивший в семье дух церковного благочестия, и он закалял
свой характер в борьбе с ним. Пятнадцати лет он сбежал из Маульброннской
семинарии, где готовили теологов, - это была единственная возможность
для бедного и способного юноши получить образование за казенный
счет. Но такая будущность не устраивала юного Гессе, и против
воли родителей он начал самостоятельную жизнь. Гессе порвал с
домом и с Маульбронном, но в своем воображении он создал другой,
идеализированный Маульбронн, прибежище духа, где, вдали от мирских
треволнений, благочестивые старцы и их преданные ученики ищут
бога и истину. Он всю жизнь стремился туда - в этот свой "монастырь",
в свой Маульбронн - и всю жизнь уходил оттуда к людям. После
побега Гессе переменил ряд городов и профессий, усердно занимался
самообразованием, много читал. Больше всего юношу привлекали Гете,
Шиллер, Жан Поль Рихтер, романтики. Он стал рано пробовать писать
сам в духе распространенного тогда в Германии неоромантизма.
Несколько лет молодой Гессе прожил в Тюбингене, работая
служащим в книготорговой фирме, а с 1899 года поселился в Базеле,