|
|
|
|
|
Сообщение : Профиль : |
|
Речь, конечно, об «Игре в бисер». Это замечательное произведение Гессе отличается от многих других его книг какой-то спокойной и глубокой гармонией, в нем надрыва, нет мучительных метаний, раздирающих души героев. И тем не менее magister Ludi все таки в конце гибнет, что вроде бы пронзительно контрастирует с общей атмосферой «Игры». Я, собственно, не хочу ничего интерпретировать или объяснять, я лишь хочу поделиться своими мыслями и ассоциациями по поводу судьбы Кнехта. Касталия и мирская жизнь – противоположности и Гессе представил их разведенными почти до предела. Сосредоточившись на тонком и детальном описании Касталии, Гессе показывает, что это «царство духовности» в общем то тоже далеко от гармонии и содержит в себе многие пороки и недостатки, свойственные мирянам (т.е. каждая противоположность содержит в себе черты с другого полюса и "все высокое стоит на низком). Нередко Гессе изящно иронизирует, его описания выглядят почти пародийными. Замечу, я далек от желания дискредитировать Касталию - ее ищут с древних времен и я сам тоже ищу свою Касталию. Но, как мне представляется, жители Касталии имеют в известной степени ограниченную и одностороннюю психологию, противоположную крайностям мирян. Человечество уже давно пошло по пути одностороннего развития, ломающего души людей. Расколота психика человека, переживающего сложнейшие внутренние конфликты, расколата и вся наша цивилизация. Психоаналитиками различных направлений уже давно написаны глубокие работы на эти темы. Поэтому Касталия она не должна быть в виде внеположенного нам отдельного государства (в том виде, как это описал Гессе), на которое мы будем взирать с глубокой тоской по духовности. Чувствовав все это Кнехт попытался достичь полной гармонии, синтеза, пойти, так сказать, срединным путем. Но только ступив на этот путь – утонул. Почему? Вероятно, противоположности были уже чрезмерно разведены, психология Кнехта стала слишком односторонней. Кнехт слишком высоко взлетел в свое царство духовности, оторвавшись от природных основ. Фон его гибели – красивый природный пейзаж, величественные горы, горное озеро. Не мог уже Кнехт и поспевать за юношескими порывами его ученика, предложившего искупаться в холодной воде, было притуплена и его внутренняя интуиция, которая должна была подсказать об опасности. Озеро, вода, поглотившие Кнехта – это символ бессознательного, со всеми его природными глубинами. Гибель Магистра выглядит очень драматично, как бы еще раз говоря о том, насколько трудно найти срединный путь и достичь гармонии в этой жизни... В связи со всем этим вспоминается юнговская концепция противоположностей. Юнг в «Психологических типах» писал: «сознание по существу есть дискриминация, различение между эго и не-эго, между субъектом и объектом, между «да» и «нет» и т.д. Вообще все разделение на пары противоположности есть дело сознательного различения, ибо только сознание способно узнавать соответствующее и отличать его от несоответствующего, неценного». В то же время Юнг считал принцип оппозиций, взаимодействие между противоположностями одним из законов, управляющих психической жизнью и, наверное, природой вообще. Сложный вопрос – существуют ли противоположности, так сказать, объективно, в природе, отдельно от сознательного разграничения, либо они искусственно создаются мышлением человека и существуют только в его голове. Ведь мышление как таковое невозможно без оппозиций. Во всяком случае известно, что Дао, Брахман, Дхармакайя и пр. вроде бы не могут существовать лишенными всяческих признаков, будучи никак невыраженными и непроявленными. Почему-то все стремиться к проявлению в многообразных внешних формах. А человек уже все разграничивает и противопоставляет. Главная проблема, видимо, в том, что человек доводит это противопоставление до крайностей, до конфликта и антагонизма. Инь и Ян равномерно сменяют друг друга, но только человек начинает пытаться исключить один полюс и удержать другой, стремясь, скажем, полностью искоренить, уничтожить зло (Сатану) и оставить одно добро (Бога). Таких конфликтов- противостояний много – мужественность/женственность, культурное\природное и пр. О том же речь идет и в «Игре в бисер».
|
|
Всего записей: 0 : Дата рег-ции: Янв. 2005 : Отправлено: 14 Марта, 2005 - 18:23:47 |
|
|
|
|
WWW : Сообщение : Профиль : |
|
… читая ваш отзыв об «Игре в бисер», ожидал напрашивающийся вывод о противопоставлении "жизнь и смерть", но его почему-то не последовало. Действительно, практически во всех своих книгах Гессе показывает грани человеческой духовной жизни и делает это гениально. И для меня, к примеру, очень соблазнительной выглядит возможность списать гибель многих его героев на некое противопоставление их жизни, на попытку автора заглянуть за грань бытия, сделать шаг в непознанное. Думаю, Гессе, как и любой глубокий человек, немало времени уделил размышлениям о смерти, и это не могло не отразиться в его произведениях.
Но я лично, как человек, умеющий непредвзято относиться даже к тем, кого люблю, сделал бы предположение, что подобная концовка сюжета - просто внесение остроты и драматизма в произведение. Смерть главного героя - беспроигрышный вариант, впечатляет куда больше "хеппи-энда". Да простят меня читающие эти строки за такой вот оголтелый цинизм.
Цитата:Главная проблема, видимо, в том, что человек доводит это противопоставление до крайностей, до конфликта и антагонизма. |
Согласен... но я лично не склонен считать это проблемой. Сделаю предположение, что научиться воспринимать мир целиком можно лишь познав его грани, части, частности... левое и правое, холодное и горячее.
Есть правда и другой способ познания- через религию, но насколько он хорош или плох судить не возьмусь..
|
|
Всего записей: 20 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 20 Марта, 2005 - 18:25:44 |
|
|
|
|
Сообщение : Профиль : |
|
Цитата:для меня, к примеру, очень соблазнительной выглядит возможность списать гибель многих его героев на некое противопоставление их жизни, на попытку автора заглянуть за грань бытия, сделать шаг в непознанное. Думаю, Гессе, как и любой глубокий человек, немало времени уделил размышлениям о смерти, и это не могло не отразиться в его произведениях.
Но я лично, как человек, умеющий непредвзято относиться даже к тем, кого люблю, сделал бы предположение, что подобная концовка сюжета - просто внесение остроты и драматизма в произведение. Смерть главного героя - беспроигрышный вариант, впечатляет куда больше "хеппи-энда". Да простят меня читающие эти строки за такой вот оголтелый цинизм.
|
Вполне возможно, что именно так и было. Мы вряд ли сможем понять все истинные замыслы писателя и все настоящие мотивы, стоящие за тем или иным произведением. Насчет Вашей идее о концовке «Игры» - все может быть… Я тоже не склонен никого идеализировать, даже людей которых я уважаю или восхищаюсь ими. Вопросы творчества и искусства вообще крайне сложны и запутаны. По крайней мере, с т.з. разума и науки - с этих позиций мы вряд ли сможем объяснить искусство. Бывает наверное и так, что автор вроде сознательно придумывает сюжетные ходы, но на деле – находится во власти неосознаваемых движений его души, идущих из самых глубин. О замыслах писателей я тоже, конечно, задумываюсь, но для меня важнее все же именно мое восприятие. Говоря сухим языком психологии, читая литературное произведение, мы идентифицируемся с его героями, проецируем на него свои проблемы и конфликты; оживляются глубины нашего внутреннего мира. Мой пост отражает именно это, т.е. особенности моего внутреннего мира и мои актуальные конфликты. А что в гибель Кнехта вкладывал сам Гессе – это уже другой вопрос. Но тема смерти была для него действительно актуальна. Кнехт утонул, ряд его других героев задумывались о самоубийстве, некоторые тоже уходили из жизни. Я думаю, Гессе нашел в себе мужество взглянуть в лицо проблемам и вопросам, составляющим самую суть, сердцевину человеческого бытия. И попытаться разрешить их в своей жизни. А это очень сложная задача. Подавляющее большинство делают все, чтобы избежать этого. Почти вся наша культура и образ жизни людей служат этому бегству от самих себя.
Цитата:Цитата:Главная проблема, видимо, в том, что человек доводит это противопоставление до крайностей, до конфликта и антагонизма.
Согласен... но я лично не склонен считать это проблемой. Сделаю предположение, что научиться воспринимать мир целиком можно лишь познав его грани, части, частности... левое и правое, холодное и горячее.
Есть правда и другой способ познания- через религию, но насколько он хорош или плох судить не возьмусь..
|
Согласен. Восприятие мира на уровне сознания, мышления невозможно без расчленения мира на части, без оппозиций. Но это – не единственный способ восприятия мира. Религиозно-мистический путь – он не лучше или хуже, он просто иной. Я думаю, человеку необходимы оба пути. Но проблема еще и в том, что человек часто идентифицирует себя только со своим эго и забывает про иные пути познания и другие сферы своей психики Я еще имел ввиду следующее. Существование в природе, скажем, горячего и холодного, положительного и отрицательного электрического полюса не есть конфликт. Проблемы начинаются, когда человек начинает думать, что есть такая отдельная от всего штука, как «добро» и только к нему надо стремиться, пытаясь еще и истребить зло. Или, если мужчина пытается отрицать существование в своей психике женского начала и подавляет его. Ну и великолепный пример – конфликт Гарри и Степного Волка. В книге прослеживается постепенное продвижение к осознанию относительности и даже иллюзорности этого конфликта и к его снятию.
|
|
Всего записей: 0 : Дата рег-ции: Янв. 2005 : Отправлено: 20 Марта, 2005 - 22:17:24 |
|
|
|
|
WWW : Сообщение : Профиль : |
|
Хм… но ведь именно те, кто ударяется в крайности, «одержимые» и двигают человечество вперед.. разве нет? В науке – однозначно так. В религии - пожалуй тоже. И даже малоодаренные, но всерьез увлеченные чем-то люди мне лично всегда импонировали больше, чем уравновешенные и рассудительные таланты. Более того, посмею утверждать, что способность человека полностью отдаваться какой-то одной идее или делу – одно из его самых ценных качеств. Настоящий созидатель, творец должен быть одержим, должен быть максималистом. Настоящий разрушитель тоже… Такие люди и движут нашим обществом. А "правых" и "левых" максималистов всегда бывает приблизительно поровну.. это как маятник. Как только становится слишком много одних - сразу возникает спрос на других. По-моему так. |
|
Всего записей: 20 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 21 Марта, 2005 - 18:26:39 |
|
|
|
|
Сообщение : Профиль : |
|
Я немного другое имел ввиду. Увлеченность человека каким-либо делом или идей - это одно дело, и это очень хорошо, это действительно ценное качество. Человек вообще не предназначен для унылой, однообразной и механической работы, но это отдельная тема. Насчет одержимости сложнее сказзать. Смотря, что под ней подразумевать и все здесь вообще очень индивидуально. У одного за этой одержимостью творческие порывы стоят, а у другого - саморазрушительные, деструктивные. Если следовать юнгианской концепции, главное, чтобы сохранялся баланс эго и бессознательного, чтобы одно не подавляло или не захлестывало другого. Вернемся к Гарри. Ему же никак не удавалось принять и примирить в себе культурное и природное начало, Гарри и волка. Когда он отождествлял себя только с Гарри Галлером и пытался вести себя как цивилизованный человек, то волк сразу начинал скалить зубы. Крайности внутри самого себя - опасны. Вернее, крайности и конфликт противоположностей нормален как этап развития, это необходимо для роста, но зацикливание на нем нежелательно. |
|
Всего записей: 0 : Дата рег-ции: Янв. 2005 : Отправлено: 21 Марта, 2005 - 22:16:15 |
|
|
|
|
WWW : Сообщение : Профиль : |
|
ну.. подобных Галлеров, испытывающих расщепление на протяжении всей жизни - единицы.. не знаю, я так до конца и не определился со своим отношением к этому персонажу. Не складывается однозначного мнения, уж больно сам Гарри неоднозначен.. |
|
Всего записей: 20 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 22 Марта, 2005 - 17:31:03 |
|
|
|
|
Сообщение : Профиль : |
|
Fisher, alex_v, не знаю, насколько запоздало мое сообщение, но все же хочется спросить: вы не думали над связью между тем, каким именно образом погиб Йозеф Кнехт, и небольшим эпизодом из "Степного волка", в котором Галлер зачитывает одно место из Новалиса племяннику хозяйки дома? "...погодите - нашел. Вот оно: "Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать". Разве это не остроумно? Конечно, они не хотят плавать! Ведь они созданы для суши, а не для воды. И конечно, они не хотят думать; ведь они рождены для того, чтобы жить, а не для того, чтобы думать! Ну а кто думает, кто видит в этом главное свое дело, тот может очень в нем преуспеть, но он все-таки путает сушу с водой, и когда-нибудь он утонет."
К сожалению, я уже успел основательно подзабыть, какой была динамика изменения внутренних предпочтений Кнехта между духом и чувствами в последние годы его жизни, но если его слишком перекосило в сторону духа, то, думается, именно эту аллегорию и вспомнил Гессе, уготовив Кнехту смерть в воде. К слову, было бы интересно узнать, если кто-то читал упомянутого Новалиса, вытекала ли параллель между плаваньем и мышлением из контекста фразы, или же это целиком изобретение Галлера? |
|
Всего записей: 1 : Дата рег-ции: Июль 2005 : Отправлено: 20 Июля, 2005 - 20:43:29 |
|
|
|
|
WWW : Сообщение : Профиль : |
|
Выскажу свое мнение... Цитата:...слишком перекосило в сторону духа... |
Насколько я могу доверять своей памяти и своим впечатлениям, незадолго до этого он как раз и покинул Касталию ради "жизни на земле", то есть у него возникло ощущение, что без этой мирской составляющей жизнь быть может и не совсем полна. А вот насчет собственно темы - мне лично кажется, что обстоятельствами его гибели показывается, чтосмерть всегда может наступить внезапно, она не будет ждать, пока мы завершим свои начинания. И собственно нужно всегда быть готовым к встрече с ней. А в ожидании наслаждаться тем, что есть сейчас. Примерно так. |
|
Всего записей: 12 : Дата рег-ции: Янв. 2006 : Отправлено: 20 Января, 2006 - 18:06:00 |
|
|
|
|
Сообщение : Профиль : |
|
Цитата:А в ожидании наслаждаться тем, что есть сейчас. |
Хорошая философия, согласен с Вами. Цитата:А вот насчет собственно темы - мне лично кажется, что обстоятельствами его гибели показывается, чтосмерть всегда может наступить внезапно, она не будет ждать, пока мы завершим свои начинания. И собственно нужно всегда быть готовым к встрече с ней. |
И так бывает, наверное. Всякое случается. Хотя существует ли случайность - тоже сложный вопрос. А бывает и так, что человек бессознательно сам идет к смерти и она бывает обусловлена целым рядом условий.
|
|
Всего записей: 0 : Дата рег-ции: Янв. 2005 : Отправлено: 21 Января, 2006 - 20:58:01 |
|
|
|
|
WWW : Сообщение : Профиль : |
|
Цитата:... человек бессознательно сам идет к смерти ... |
Все мы идем к смерти... И каждая смерть - результат ежесекундного выбора не только самого человека, но и тысячи окружающих его людей... |
|
Всего записей: 12 : Дата рег-ции: Янв. 2006 : Отправлено: 23 Января, 2006 - 17:11:03 |
|
|
|
|