  
                        © Heiner Hesse, Arcegno  
                       Поэтический вымысел и размышления Германа 
                        Гессе на тему "Художник и живопись" в:  
                      "Росхальде", роман 1914 г. 
                        (описывает супружескую жизнь художника); 
                         
                        "Радость художника", стихотворение 1918 г.; 
                         
                        "Художник", рассказ 1918 г.; 
                        "Магия красок", стихотворение 1918 г.; 
                         
                        "Последнее лето Клингзора", повесть 1920 г. 
                         
                        "Стихотворения художника", 1920 г.; 
                         
                        "Акварель", размышление, 1926 г.; 
                         
                        "Радости и печали художника", размышление, 1928 
                        г.; 
                         
                        "Старый художник в мастерской", 1953 г. (стихотворение, 
                        посвященное художнику Гансу Пурману); 
                         
                        Луи Суттер, 1961 г.; 
                         
                        Гессе - художник, 1973 г.; 
                         
                        Магия красок, 1980 г.; 
                         
                        Краски - это жизнь, 1997 г. 
                        
                        © Heiner Hesse, Arcegno  
                       Этюдник Гессе 
                        Фото: Иза Гессе 
                      
                       
                       
                      | 
                  "От тоски, становившейся порой 
                      невыносимой, я нашел для себя выход, начав рисовать, чего 
                      никогда в жизни не делал, и даже попробовал писать картины. 
                      Имеет ли это какую объективную ценность, мне все равно, 
                      для меня это новое погружение в утешение искусством, которого 
                      не смогло мне практически дать сочинительство. Это как увлечение 
                      без страсти желаний, как любовь без претензий." (Из 
                      письма к Феликсу Брауну, 1917) 
                    "Мои маленькие акварели - это своего 
                      рода поэтический вымысел или сны, они передают только отдаленное 
                      воспоминание о "действительности" и изменяют ее 
                      соответственно личным чувствам и настроениям (…), так что 
                      я (…) всего лишь дилетант и никогда не забываю об этом." 
                      (Из письма к Хелене Вельти, 1919) 
                    "Творить пером и кистью - это для 
                      меня как хорошее вино, опьянение им настолько согревает 
                      и украшает жизнь, что делает ее сносной." (Из письма 
                      к Францу Гинцкому, 1920) 
                    "Основная тема - простые пейзажные 
                      мотивы, дальше этого я скорее всего не продвинусь. Насколько 
                      прекрасно все остальное - воздух, животные, движения и самое 
                      прекрасное из всего - люди, я, конечно, понимаю, частенько 
                      это захватывает меня и даже ошеломляет, но писать это я 
                      не могу." (Из письма к Куно Амьету, 1922) 
                    "За годы, как я начал заниматься живописью, 
                      во мне постепенно возникло ощущение некой дистанции в отношении 
                      литературы (…), что было для меня раньше как бы закрыто. 
                      А имеет ли по сравнению с ней хоть какую-то ценность написанная 
                      мною картина, этому я не придаю почти никакого значения. 
                      В живописи темп, ровно наоборот в сравнении с индустрией, 
                      не играет особой роли, речь не идет о потерянном времени, 
                      если в конце достигнут результат, оптимальный по выразительности 
                      и совершенству формы. Без живописи я бы многого не достиг 
                      и как поэт." (Из письма к художнику и негоцианту Георгу 
                      Рейнхарту, 1924) 
                    "Равное (как при писании) напряжение 
                      и концентрация мне, по собственному опыту, известны только 
                      еще при занятии живописью. Сходство тут полное. Тщательно 
                      и точно согласовывать каждый цвет с соседним легко и просто, 
                      этому можно научиться и затем сколько душе угодно практиковать. 
                      Но, помимо того, постоянно видеть перед собой и принимать 
                      в расчет все части картины, даже вовсе еще не написанные 
                      и невидимые, ощущать все хитросплетение перекрещивающихся 
                      тонов и полутонов - вот что невероятно трудно и редко удается."( 
                      Из романа "Курортник", 1925) 
                    "У меня в руках мой складной стульчик, 
                      это мой чудодейственный реквизит, вроде мантии чародея, 
                      и с его помощью я уже тысячу раз занимался этой самой магией 
                      и выигрывал бой с тупой действительностью. А за спиной у 
                      меня рюкзак, в нем маленькая доска и палитра с акварельными 
                      красками, бутылочка с водой и несколько листов прекрасной 
                      итальянской бумаги…" (Из размышления "Без краплака", 
                      газета "Берлинер тагеблатт", 1928) 
                    "Любой из нас, художников, даже если 
                      он во многом сомневается в себе и рассматривает свой талант 
                      и умение исключительно как самую малость, имеет перед собой 
                      цель и задачу и делает, если остается верен себе, на своем 
                      месте что-то такое, что может сделать только он. Когда ты 
                      рисуешь вместе со мной в Тессине, и мы оба пишем один и 
                      тот же мотив, каждый из нас отображает не столько кусочек 
                      ландшафта, сколько в гораздо большей степени свою любовь 
                      к природе, и каждый из нас передает этот мотив несколько 
                      иначе, несколько по-своему… И как много художников, которых 
                      считали второсортными, а может, даже варварами в искусстве, 
                      предстали позднее благородными новаторами, чьи творения 
                      частенько приносили их потомкам душевное умиротворение и 
                      были искренне любимы ими, порою больше, чем самые великие 
                      картины мастеров-классиков". (Из письма к Бруно Гессе, 
                      1928) 
                    "В моих книгах зачастую не обнаруживается 
                      общепринятого респекта перед действительностью, а когда 
                      я занимаюсь живописью, у деревьев есть лица, домики смеются, 
                      или пляшут, или плачут, но вот какое дерево - груша, а какое 
                      - каштан, не часто удается распознать. Этот упрек я принимаю. 
                      Должен сознаться, что и собственная моя жизнь весьма часто 
                      предстает предо мною точь-в-точь как сказка, по временам 
                      я вижу и ощущаю внешний мир в таком согласии, в таком созвучии 
                      с моей душой, которое могу назвать только магическим." 
                      (Из эссе "Краткое жизнеописание", 1925) 
                    "Обычно я не самый страстный собственник, 
                      легко расстаюсь с вещами, отдаю их с легкостью. Но сейчас 
                      мною обуяло ревностное усердие надежно сохранить то, что 
                      по праву - мое, я и сам порой смеюсь над этим. В саду на 
                      террасе, возле башенки с флюгером, я часами неподвижно сижу 
                      изо дня в день, внезапно став невероятно прилежным, и пытаюсь 
                      задержать, чтобы сохранить с помощью карандаша и пера, кисти 
                      и красок то одно, то другое из цветущего и исчезающего на 
                      глазах великолепия. Я мучительно рисую утренние тени на 
                      ступеньках в саду и извивы толстых плетей глициний, пытаюсь 
                      запечатлеть далекие и прозрачные, словно стеклянные, краски 
                      вечерних гор, неуловимые, как дыхание, и в то же время сверкающие, 
                      как драгоценные камни. У сталым возвращаюсь я потом домой, 
                      очень усталым, а когда вечером кладу свои листы в папку, 
                      меня печалит то, как мало я смог запечатлеть и сохранить 
                      от всего увиденного." (Из размышления "Между летом 
                      и осенью", 1930) 
                    "В ответ на Ваше приветственное письмо 
                      посылаю Вам маленькую зарисовку, которую сделал в эти дни 
                      - рисование и живопись стали теперь для меня формой отдыха. 
                      Эта картинка должна Вам засвидетельствовать, что девственность 
                      природы и игра красок могут даже посреди трудной и проблематичной 
                      жизни в любой час вновь сотворить внутри нас веру и свободу." 
                      ( Из письма к студентке в Дуйсбурге, 1930) 
                    Из книги Германа Гессе "Магия красок - акварели из 
                      Тессина". Составитель: Фолькер Михельс.  
                    Картины, рисунки Гессе: 
                     
                    
                    
                   |