Герман ГЕССЕ :: Форум »Ludi magister Hermann Hesse » Герман Гессе » Последний романтик
Страниц (2): [1] 2 »
1. Fisher - 21 Октября, 2004 - 15:58:54
Для кого-то Гессе - философ, познающий мир. Для других - гениальный писатель, мастер художественного слова с блестящим стилем и редким литературным даром. Немало и и тех, кто считает его своим учителем, своим духовным гуру или даже пророком. Для меня же Гессе - прежде всего неисправимый романтик. Ищущий мечтатель и глубокий ценитель красоты природы в том или ином качестве проявляются во всего его героях - будь то переполненный грезами Петер Каменцинд, с риском для жизни добывающий эдельвейсы на склоне горы, или старый подагрик Гарри Галлер, приостановившийся на лестничной площадке с араукарией. Даже философская "Игра в бисер" для меня насковозь пронизана романтикой и ощущением прекрасного. А кто Гессе для Вас? Как Вы понимаете, воспринимаете, ощущаете этого писателя и его творчество?

2. Perry - 01 Ноября, 2004 - 18:48:29
В пору было согласиться с позицией предыдущего оратора. К тому же буквально на днях закончил читать ранние произведения Гессе (Петер Каменцинд/Под колесами/Гертруда), но вот первые 50 страниц "Нарцисса и Златоутса" заставили меня задуматься. Видимо необходимо полнее прочувствовать все произведения автора.
Но основной причиной того, что я могу его назвать своим писателем это поразительная созвучность его идей и взглядов моему мировостприятию. Даже гоярчо мной обожаемый Сережа Довлатов у меня не выхывал столь "родственных" чувств.
PS Отличная страница!!! Спасибо авторам!!!

3. Гость - 02 Ноября, 2004 - 10:52:46
Я не силен в вопросах философии и хотя Гессе четко формулирует, повторяет и разжевывает свои мысли, все-таки оставляет у меня не четкое, размытое впечатление. Конечно, первое время оно сильное и положительное, но когда я потихоньку забываю книгу, это впечатление постепенно уходит, т.е. я хочу сказать, что это действие, пьянящее и расширяющее, которое дает мне Гессе, оказывается недолговременным, и быстро исчезает.
Думаю, что я ищу и нахожу какое-то утешение в его книгах, но реальность утверждает обратное и когда я возвращаюсь из его книг, она заставляет меня задумываться - а верил ли сам Гессе в то, что написал? избавился ли он сам от боли бытия?

4. Perry - 02 Ноября, 2004 - 14:21:59
Цитата:
реальность утверждает обратное

На мой взгляд, плохо когда "реальность утверждает".
Оскар Уайлд как-то написал: "Когда ты перестаешь менять мир, мир начинает менять тебя".
И я с этим полностью согласен.

5. na_vetru - 16 Ноября, 2004 - 19:30:07
Я держу ее в руках. "Ты все врешь!" - знаю. Помню те моменты когда летал вместе с ней. "Неужели ты врешь?" Как я терял свой разум! И не понимал существовал ли ТОТ я на самом деле или я только что родился? Я предавался сумашествию! я кидался в крайности и они уносили меня туда где все наполнено смыслом, туда где я чувствовал все настолько сильно, что казалось вот-вот сойду с ума! "Нет! это они все врут мне! Ты одна - правда. "
Забери меня, книга Германа Гессе...!

6. xenom - 20 Ноября, 2004 - 00:00:07
Да, Саша, соглашусь с Perry: кажется действительно печальным, что реальность может диктовать…
Я нуждаюсь в мыслях, не диктуемых реальностью. Хотя сила реальности неопровержима и велика, но я выбрал путь самоуничтожения—путь неповиновения ей, реальности. Благо, эта яростная борьба меж реальностью и мной плавно, либо громообразно переходит в полное повиновение ей. НО когда я выше ее – я наслаждаюсь, я пою, я творю, я люблю…

7. alex_v - 26 Февраля, 2005 - 12:26:20
Для меня Гессе – это целый мир. Помимо высоких художественных достоинств – прекрасного литературного языка, стиля, произведения Гессе меня привлекают еще и тем, что они пронизаны глубоким и тонким психологизмом, а также философским видением мира. В Гессе замечательным образом писательский талант сочетался с серьезными познаниями в бурно развивавшемся психоанализе и особенно – в учении Юнга. Известен также сильный интерес Гессе к восточной философии, «дыхание» которой очень сильно присутствует во многих его произведениях. В моей жизни психоанализ, юнгианство и восточная философия играют очень большую роль, поэтому часто после чтения книг Гессе у меня возникает чувство, что пообщался с очень близким мне человеком, с которым очень схожи мои мировоззрение и мироощущение. И еще после чтения Гессе нередко возникает ощущение, что подышал свежим и чистым воздухом, наполняющим жизненной силой и желанием жить.
А тема Гессе и Юнг (и психоанализ в целом) заслуживает, с моей точки зрения отдельного внимания.

8. Степной Волк В.Х. - 20 Апреля, 2005 - 14:05:17
Для меня это то, что невозможно выразить словами... Но это во мне... И это даже больше нежели просто частица меня...

(Добавление)
Цитата:
Да, Саша, соглашусь с Perry: кажется действительно печальным, что реальность может диктовать…


Гессе считал, что этой реальностью мы сами обязаны управлять. Это одна из его концепций.
Вот слова самого Гессе о действительности :
"Ее, эту скудную неизменно разочаровывающую действительность, нельзя изменить никаким иным способом, кроме как отрицая ее и показывая ей, что мы сильнее, чем она".


(Добавление)
Впрочем - все это лишь теории... А в жизни....

9. xenom - 21 Апреля, 2005 - 22:43:27
Степной Волк В.Х.
Цитата:
Впрочем - все это лишь теории... А в жизни....

Да, это сложно, не видеть то, во что веришь... Это и есть борьба Духа и Материи. Мы должны определиться кто мы: либо мы сторонники Духа, либо Материи. Ах, а должны ли? Нужна ли эта определенность?Как вы считаете? Может нужно следвать внутренней воле?! Но без дисциплины разума свободная внутренняя воля может довести до полного отрицания Духа... В этом сложность.


10. GoShA aka Leo - 13 Мая, 2005 - 00:23:53
Alex_v писал о Гессе и Юнге, я же могу добавить Гессе и Фрейда. Почему именно Фрейд (тоже немец - прадокс, но они действительно патриоты своих пронационалистических идей, которые в свою очередь успели побывать и антифашисткими), просто вспоминается одна интересная мысль его:"Реальность - способность человеческого мозга создавать определенные образы и события, а сама жизнь - результат умственной, креативной деятельности все того же мозга" (простите за собственную интерпретацию, довольно тяжело вспомнить оригинал)
А как, учитывая этот момент, можно забыть о Гессе, о том кто наиболее популярно (более доступно) смог изложить теории Канта, перемешанные с Шопенгауером и излагаемые в литературной форме великим Гете...

11. актэ - 22 Февраля, 2006 - 13:12:38
Я еще не разобралась. С Гессе я познакомилась недавно

12. Robert - 22 Января, 2007 - 12:18:21
Большое спасибо создателям форума за возможность находиться в среде единомышленников!
В наш век, когда больше принято говорить "о чем-то", чем "что-то" (Бердяев), творчество Германа Гессе является опорой для людей, обращенных на себя. Жить "по-Гессе"- значит находиться в гармонии с самим собой, а значит - с окружающим миром. Но есть и обратное: пагубное воздействие этого изощренно-материализованного мира на
нас. Противодействовать этому – задача неизлегких, особенно для людей семейных.
Читая духовную литературу я обратил внимание на необремененность героев такими заботами, что значительно облегчает их достижение цели. Подскажите, как быть?

13. Demian - 22 Января, 2007 - 17:25:34
Ах, как же это трудно, как быть когда ты не можешь жить один, вокруг тебя люди, твои близкие, семья. Я совершенно согласна, во всех произведениях Гессе, герой достигают своей цели, находят самих себя только через жгучее одиночество, только после проидя этап "степного волка". Да, именно этап, потому что, если присматрется получше, то отрочество, уединение, познание самого себя - это этап, которую нужно пройти. Переборов его, познав себя, уже не так трудно совмещать семеиную жизнь с жизнью духовным. Ведь на самом деле, познания себя акт скорее душевный, чем физический (то есть маловажно ты один или в кругу семьи). "Мещанин" в познании Гессе не обьязательно тот человек, который живёт в уютно овставленной комнате и прячется от истинной жизни, можно жить как Кнульп, и при этом ничего не достичь в душевной сфере. То есть, всё зависит от самого человека, главное реально прочувствовать чего ты хочешь, ощутить сильное стремление к этой цели, а жизнь уже сама подскажет форму и способ его осуществления. Для Гессе одиночество тот способ через которого он достиг своей цели и я согласна, что он верит, что иного пути нет и что абсолютная свобода достигается только при абсолютном отрицании всего, что тебя связывает (даже если это любовь к сыну, вспомните Росхальде), но это путь Гессе, а каждый человек индивидуален, никто не может повторить путь другого и каждый должен найти его сам, Гессе только подсказка, правильное направление, не нужно его дублировать. Это моё мнение.

14. alex_v - 23 Января, 2007 - 10:38:27
Вряд ли сам Гессе стремился к тому, чтобы другие "жили по Гессе". Robert, я понимаю, возможно, Вы просто таким образом выразили идею жизни в гармонии с собой и с миром. Каждый должен жить в согласии с собой, идти по своему пути... А абсолютная гармония невозможна, как абсолютная свобода, это - фантомы. Жизнь - она вся состоит из нюансов, переходоа, полутонов. Я склонен говорить о достижении некоей относительной гармонии, каких-то ее уровней или уровней свободы... У каждого своя гармония... Кроме того, гармония невозможна без дисгармонии, а Гессе, будучи знатоком восточной философии, хорошо понимал, что не только верх невозможен без низа, но и, что "все высокое стоит на низком" (Гессе нередко упоминал Лао-Цзы).
Совершенно не могу еще понять, почему сложно совмещать духовную и семейную жизнь. Мне кажется, они не могут быть разъеденены. Возможно мы по-разному понимаем, что такое "духовная жизнь". Сам-то Гессе был семейном человеком.
Кстати, в "Игре в бисер" Гессе и показал пагубность и нееестественность разрыва между духовной жизнью (Касталией - царством духа) и мирской жизнью. В словах Гессе много иронии в отношении Касталии и много грусти - к мирской жизни, оторванных друг от друга. Все высокое стоит на низком. Да и сами эти понятия - относительны.
Не соглашусь и насчет Кнульпа. Мне кажется Гессе как раз и хотел показать, что и на этом пути, пути Кнульпа, человек может раскрыться и быть душевным (мне больше нравиться это слово), он может делать добро и не совершать зла и этот путь, хотя он полон и драматичности и несовершенства (в общем-то, как и любая человеческая жизнь), в конце концов освещается улыбкой и любовью бога... И дело-то вовсе не в достижении касталийских высот.

15. Demian - 24 Января, 2007 - 06:50:27
Я думаю в принципе мы говорим об одном и том же, что душевномть достигается человеком в разных образах жизни. Просто я не могу не согласится с Робертом и не понять его, что Гессе предпочитает подвергать своих героев в жуткое одиночество, лишать их друзей, семьи, самих любимых им людей и только после этого чувствуют они тот священный "Ом". Это "стиль" Гессе (если можно так сказать), его герой всегда ищут одиночество, простор, свободу от всех обьязательств. Ведь так был Галлер, и Нарцисс, и Сидхартхха, и Кнульп, и Демиан, и герои произведении Гертруда, Петер Каменцинд, повестей Росхальде и Клингзор, что перечислять, почти все.

16. alex_v - 24 Января, 2007 - 16:04:46
Цитата:
Я думаю в принципе мы говорим об одном и том же, что душевномть достигается человеком в разных образах жизни.

Согласен с Вами.
Одиночество мне представляется практически необходимым этапом на пути внутренней трансформации. Во-первых, для того, чтобы разобраться со своими иллюзиями, полезно и необходимо какое-то время побыть в одиночестве, а во-вторых, если человек вступает на СВОЙ путь и выходит из под власти навязываемых извне "норм", то он также почти неизбежно оказывается в одиночестве. Главное, чтобы это состояние одиночества не затянуло и само не превратилось в препятствие к росту.
Тяжелое переживание своего одиночество можно рассматривать как составную часть процесса, состояния инициации, без которого также не возможна внутренняя трансформация. Это все глубоко разрабатывается в юнгианстве, и сам Гессе это также хорошо знал, т.к. у него тоже был период глубочайшего психологического кризиса (в который он много думал о самоубийстве), когда он проходил курс юнгианского анализа. А вспомните, насколько часто мотив самоубийства звучит в его произведениях, а в некоторых - воплощается...

17. Demian - 24 Января, 2007 - 16:13:04
Именно это я и имела в виду, абсолютно с вами согласна

18. alex_v - 24 Января, 2007 - 17:03:56
Я очень рад, Demian.
Цитата:
Это "стиль" Гессе (если можно так сказать), его герой всегда ищут одиночество, простор, свободу от всех обьязательств.

Demian, Вы думаете абсолютная свобода возможна? А как вам высказывание Камю :umnikпримерно так): "неверно думать, что свобода - это привелегия. Свобода - это, прежде всего, куча обязанностей"

19. Demian - 25 Января, 2007 - 06:38:23
Мне вспомнилась одна фраза из Доктора Фаустуса :
"Свобода - это свобода грешить, благочестие же состоит в том, чтобы не пользоваться ею из люьви к Господу Богу, который счёл нужным даровать её нам."

Я думаю, что свобода вещь относительная и очень индивидуальная, она может не проявлятся внешне (то есть внешне человек может быть ограничен в своих действиях), она должна быть прочувствована извне. Я думаю, что если человек прочувствуют всем существом, что у него есть свобода действии, свобода выбора, что никто и ничто на самом деле не обьязывает человека делать именно то-то, или поступать именно так-то, а не по другому, это значит, что он достиг свободы. В такую свободу я верю и она мне представляется достижимым. Кстати я сейчас вспомнила, что именно об этом птшет Достоевский в "Великом Инквизиторе" Ивана Карамазова. Там великий инквизитор упрекает Христа в том, что он дал людям свободу выбора тем, что не сошёл с креста и не показал им чуда. Этим он оставил сомнения, то есть свободу верить или не верить. Там Достоевский гениально пишет, что люди боятся этой свободы, множество людей предпочитают забыть о ней и жить как "мещанины" в понятии Гессе, и очень немногим хватает храбрости поверить в свою свободу воли и погрузится в себе целиком, как долгое время боялся этого Эмиль Синклер в Демиане.

20. Robert - 25 Января, 2007 - 06:53:34
В произведениях Гессе просматривается некоторое неприятие таких понятий как "мир", "действительность", которые заключены в кавычки.
Соглашаясь с вами, Alex и Demian, вспомнил сцену из "Курортника", где
Гессе "побеждает" голландца посредством сострадания и любви. Это великое искусство - превращать "минус" в "плюс", как это делали китайские даосы, что и является, по сути, духовной практикой.
К сожалению мало примеров в литературе на эту тему. У Лескова это есть, но как бы неактуально. Не желают ли участники форума поделиться своим личным опытом?
Позвольте вынести на обсуждение следующий вопрос: обязаны ли члены семьи разделять ваши убеждения? Я думаю- нет. Тогда у главы семьи в современной действительности возникает ответственность за их благополучие, а следовательно и уступки внешнему миру.

21. Demian - 25 Января, 2007 - 07:11:00
Цитата:
обязаны ли члены семьи разделять ваши убеждения?

Ответ очень прост, сам Гессе неоднакратно отвечал на этот вопрос:

"Истина должна быть пережита а не преподана" и тут же добавляет "Готовься к битвам..." (Игра в бисер)

22. alex_v - 30 Января, 2007 - 18:00:16
[url]В произведениях Гессе просматривается некоторое неприятие таких понятий как "мир", "действительность", которые заключены в кавычки.[/url]
Здесь первостепенную важность имеет контекст. Гессе много писал об иллюзиях о действительности (и о себе); в то же время Гессе говорил о важности умения быть открытым миру.
[url]Гессе "побеждает" голландца посредством сострадания и любви. Это великое искусство - превращать "минус" в "плюс",[/url]
Это литературный эпизод, о котором Гессе пишет не без иронии. Голландец-то тем временем уехал.
Robert, Вы не задумывались о том, что будет, если все "минусы" превратить в "плюсы"?
[url]Позвольте вынести на обсуждение следующий вопрос: обязаны ли члены семьи разделять ваши убеждения? Я думаю- нет. [/url]
Конечно же - нет. Правда, я не совсем понял Вашей аргуметации...

23. Степной Волк В.Х. - 01 Февраля, 2007 - 20:06:26
Too alex_v :
Простите что вмешиваюсь - но мне кажется что то что имела в виду Demian очень просто понять - "Истина должна быть пережита а не преподана" означает, что нельзя внушить или навязать Истину людям, и членам семьи в том числе. Истина должна быть понята лично, индивидуально, и только она может действительно быть принята. Замечу что члены семьи могут прийти к согласию с Вами чем-то, но естественно полностью не возможны два идентичные мнения. Да это пожалуй и не нужно. Нужно лишь желание понять друг друга, уважение к чужой точке зрения и попытка пережить, понять - вот руководствие для самых близких на свете людей, коими в моих представлениях и есть семья.

24. Robert - 01 Февраля, 2007 - 20:06:36
Alex, "действительность" или же, чтобы быть точнее, люди-дети (Сидхартха), создающие ее, имеют обыкновение навязывать свои правила игры, направленные в основном на разрушение индивидуальности. Гессе сторонился их, по крайней мере, относился к ним с иронией (Путешествие в Нюренберг).

В превращении "минусов" в "плюсы" я впервые увидел попытку практического выполнения заповеди: возлюби своего врага, как самого себя. Не вижу ничего плохого, если это будет под силу многим людям.

Согласен с Вами относительно неясности моей аргументации по вопросу "обязаны ли члены семьи разделять ваши убеждения?" . Надеюсь на удачу во второй попытке. Дело в том что, отвечая "нет", мы все же (если являетесь главой семьи) несем ответственность за их социальное благополучие, т.е. называя вещи своими именами, ввязываемся в драку за денежные знаки.Словом, мне представляются противоположными: "путь к себе" и "путь" в современной действительности. Вот такая дилемма.

25. alex_v - 02 Февраля, 2007 - 11:21:14
Robert, да общество, социум обычно имеют своей целью подавить индивидуальность и сделать из человека "винтик" в своем механизме, это ясно и это серьезнейшая проблема. Я под "действительностью" имел ввиду нечто более широкое, мир вообще, так сказать.
Насчет "минусов" и "плюсов"... Я бы тут разделил вопросы. Минусы и плюсы всегда будут и, скорее всего, мир , а психика - уж точно, построен на полярностях, оппозициях и их взаимодействии. Я Имею ввиду принцип Инь - Ян.
А есть конкретные жизненные ситуации, когда появляются негативные переживания и может появиться ощущение, что какими-то особыми способами их можно трансформировать в свою противоположность, напр., ненависть в любовь. Однако, психология подчиняется свои закономерностям и имеет свое устройство, чудес в ней не бывает. Мне кажется, всегда надо попытаться более глубоко разобраться в той самой сложной ситуации, а так же в себе самом, понять, что действительно вызывает нгатив. И, замечу, ведь нередки ситуации, когда эмоции, которые часто относят к негативным, вполне естественны и нужны. Это большая иллюзия - думать, что все можно превратить в добро.
[url]Словом, мне представляются противоположными: "путь к себе" и "путь" в современной действительности. Вот такая дилемма.[/url]
И как ВЫ представляете ее разрешение?

Степной Волк В.Х., а почему Вы решили, что не понял слова Демиан?

P.S. Можно открыть новую тему - "Гессе и жизь", Гессе и повседневность

(Отредактировано автором: 02 Февраля, 2007 - 11:33:44)



Copyright 2004-2023
©
www.hesse.ru   All Rights Reserved.
Главная | "Биография души" | Произведения  | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив