www.hesse.ru :: Герман ГЕССЕ / Hermann HESSE (1877 - 1962): Немецкий писатель. Биография. Тексты произведений на русском и немецком языках: романы, повести, рассказы, статьи, эссе. Письма Гессе. Рецензии. Критика. Свидетельства современников. Фотоальбом. Кино-аудио документы. Фотографии живописных работ Гессе. Форум. Ссылки.

Елена Мюнстер. Влияние мировоззренческих установок

"Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми." (Римлянам, 12, 18)

Эти строки из библии можно дополнить следующими: "Будьте в мире с самими собой." И именно искание мира в себе отличает творчество немецкоязычного поэта и писателя Германа Гессе. Противник войны, противник насилия, вечно ищущий путь к себе самому, поднимающий проблемы бытия и духа, Гессе ранимый и утверждающийся, стремящийся отстоять свое право быть поэтом, Гессе противоречивый, пытающийся соединить несоединимое - Восток с Западом, веру с неверием, Гессе, бунтующий против христианских догматов и Гессе, христианин до мозга костей.
      Всем своим творчеством Гессе отстаивал свое право быть самим собой и право становиться другим. Но как бы ни был противоречив он в своих поступках, своих творениях, неизменным в нем оставалось одно: стремление сохранить в этом меняющемся и деградирующем духовно мире остатки духовности, стремление развить эти ростки и сделать их достоянием всего человечества.
      Герман Гессе родился 2 июля 1887 году в небольшом швабском городке, как бы сошедшем со страниц старинных немецких сказок и баллад. Романтичность и своеобразие этого места не могло не отразиться на детском восприятии маленького Германа, рано осознавшего свое предназначение в этом мире. Он хотел стать и стал поэтом.
      Родные Гессе были глубоко верующими людьми, занимались миссионерской работой. Это были очень образованные люди, особенно дед со стороны матери, миссионер, долго проживший в Индии и бывший известным ученым-востоковедом.
      Родители хотели, чтобы сын стал продолжателем семейной традиции, но Гессе избрал свой путь. И все же, несмотря на периодические бунты против религиозного мировоззрения, во всем его творчестве прослеживается стремление утвердить идеалы и ценности, провозглашаемые в глубоко почитаемой им Книге книг.
      По словам немецкого литературоведа Э.Хильшера, "решающей чертой своего бытия и творчества Гессе считал "религиозный стимул".Он исповедывал гуманистическую религию, которая утверждает веру в силу доброты, поэтически воплощает благоговение перед человеческой сутью." [6, c.87] Хильшер приводит следующее высказывание Гессе: "Всякая истинная поэзия есть утверждение, она возникает из любви, имеет основой и источником благодарность по отношению к жизни, она есть хвала Богу и его творению." [6, c.87]
      Как отмечает еще один литературовед, В.Д Седельник, "....Вера важна для Гессе не в религиозном смысле - всякие церковные догмы и конфессиональные распри были ему совершенно чужды, - а как противоположнсть безверия, цинизма, отчаяния, пустоты, как знак исканий и борений духа. Он верил в человека как в "удивительную возможность", не угасающую даже в самые бесчеловечные периоды истории." [5, c.19]
      Такими периодами в понимании Гессе были войны, уносившие миллионы человеческих жизней, ведущие к упадку и бездуховности. Но упадок культуры, девальвация духовных ценностей случались и в мирное время и это вызывало у Гессе самую глубокую озабоченность. Как правильно подметили А.Акиндинова и Л.А.Бердюгина, Гессе глубоко переживал "бессилие, беспомощность самых высоких и чистых идей, составляющих душу европейской культуры, их неспособность существенным образом отразиться в жизни людей, улучшить ее, одухотворить и облагородить." [1, c.179]
      Получалось, что можно "обладать культурой и в то же время пребывать вне ее, быть хранителем духовных ценностей и все же бессознательно способствовать их девальвации." [1, c.180]. Как далее отмечают Акиндинова и Бердюгина, такое состояние духа, человека, культуры Гессе называет "переходным": " Всю литературу рубежа веков (в том числе и собственные произведения) писатель относит к "литературе переходного периода". [1, c.181]. И, может быть, именно потому, что мы в настоящее время также находимся в своеобразном переходном периоде, когда снова происходит переоценка ценностей и идеалов, творчество Гессе вновь пробуждает интерес у читателей постсоветского пространства. Гессе не дает в своих произведениях ответов, по его словам, он только "ставит правильные вопросы", а для получения ответов часто отсылает к единственному и благодатному источнику, провозглашающему вечные и непреходящие ценности.
      Для Гессе конечной целью культуры является нравственное воспитание человека, пробуждение в нем этической личности. Недаром самый известный его роман "Игра в бисер" литературоведы называют гуманистически-философской поэмой о духовном будущем человечества, несущем на себе "печать самого высокого,благородного вкуса, интеллектуальной утонченности и нравственной чистоты". [1, c.196].
      При выражении своих взглядов Гессе не ограничивается только прозой.Работа духа и мысли получает свое классическое завершение в стихотворных строках. Гессе писал о своих стихах: "...все они говорят обо мне самом, отражают мой собственный путь, мои тайные мечты и желания, мои собственные горькие лишения." [6, c.105]
      Как отмечает Д.Затонский, "поэзия и литература как бы сливаются у него, друг друга дополняют, составляют нечто цельное." [5, c.238]. Так, например, незадолго до выхода в свет прозаического произведения "Степной волк " Гессе издает цикл стихов под таким же названием, который затем входит в расширенный сборник стихов под общим названием "Кризис". Основной темой этих произведений Гессе может считаться как кризис личности, так и кризис общественный. Но, как пишет сам автор в предисловии к роману, что "хотя эта книга и повествует о страданиях и муках, она ни в коем случае не является книгой отчаявшегося, это книга верующего." [7, c.6]
      Герман Гессе известен не только как поэт и прозаик, но также и как публицист, поднимавший на страницах своих статей и публикаций важнейшие вопросы своего времени. В одной из таких работ, "Библиотеке всемирной литературы", 1929г., он отмечает важность nap`gnb`mh: "... стремление к образованию, то есть совершенствованию ума и души, - это не утомительный путь к тем или иным ограниченным целям, это расширение нашего кругозора, обогащение нашей способности жить и радоваться жизни." [2, c.148] По словам Гессе, образование "помогает осмыслить нашу жизнь, разгадать прошлое и смело смотреть в будущее." [2, c.148]
      Во все века источником знаний служила книга, письменное и печатное слово. Книга же и путь к образованию. По мнению Гессе, книга всегда будет "единственным средством, благодаря которому человечество может узнать собственную историю и непрерывно сознавать себя".[2, c.179]. Гессе считает, что "...не следует опасаться исчезновения книги в будущем, наоборот, чем полнее новые изобретения удовлетворят со временем потребность людей в общении между собой и распространении образования, тем скорее возродятся достоинство и авторитет книги."[2, c.179]. Гессе писал эти строки в далеком 1930 году, когда еще даже фантасты не могли представить себе сегодняшнюю степень развития телевидения и компьютерных сетей, но слова его не только не потеряли своей актуальности, но, как мне кажется, приобрели еще большую остроту. Люди, несомненно, соскучатся по осязаемости книжных переплетов, шелесту страниц и магической силе печатного и рукописного слова, которые Гессе называл "магическими формулами".
      Истоки духовности самого Гессе кроются не только в христианском наследии предков. Рано пробудившийся интерес к Востоку наложил свой отпечаток и на мировоззрение писателя. Как отмечает литературовед Д.Затонский, у древних индийцев и китайцев Гессе учился "искусству медитации, самоанализа, невозмутимо созерцательному отношению к сущему". [3, c.237]. Немецкий литературовед Э.Хильшер отмечает, что Гессе был "одним из лучших знатоков восточно-азиатских культур" и что они "решающим образом повлияли на его мировоззрение". [6, c.91] Важнейшей заслугой Гессе Хильшер считает то, что он "открыл поразительные возможности и пути их современного восприятия". [6, c.91]
      Теме Востока Гессе посвятил ряд своих произведений, таких как "Паломничество в страну Востока", "Сиддхарта", "Поэт" и другие, тема Востокак, восточной культуры, так или иначе, проходит через все творчество Гессе, олицетворяя его идею "синтеза Востока и Запада, сближения между народами".[6, c.93]
      Что касается европейской философии, то после Сократа она Гессе мало увлекала. Но все же некоторые философские учения привлекли его внимание. Еще в юности он открыл для себя Ницше и в его "Заратустре" и "Антихристе" нашел "подтвержение своих юношеских антихиристианских настроений". [6, c.99]. Этого реакционного философа он еще долго считал "последним одиноким представителем немецого духа, немецкого мужества, немецкой решимости". [ 6, c.99]. Влияние Ницше сказалось в политической брошюре Гессе "Возвращение Заратустры" (1919г.) и в романе "Демиан", в которых он клеймил современные пороки и ложь, призывал к переоценке всех ценностей и подчеркивал индивидуальное начало в каждом человеке.
      В 1905 году Гессе впервые ознакомился с трудами Шопенгауэра. Идеи этого философа были Гессе чрезвычайно близки, так как в их основе a{kh те же самые древнеиндийские представления о необходимости ухода из мира, о том, что лишь бездействие и медитация способны помочь человеку "своими силами добиться блаженства". [6, c.90]
      Не избежал Гессе и влияния Зигмунда Фрейда. В 1916 году он проходил курс лечения от депрессии у ученика Юнга - Й-Б.Ланга, а затем, в 1921 году, у самого Юнга. Большое впечатление на него произвели рабоы Фрейда "Толкование сновидений" и Юнга - "Психологические типы" и "Превращение либидо". Тема расщепления лчности, двойственная структура сознания, была затронута Гессе в романе "Степной волк" и в статьях "Художник и психоанализ", "Ночные игры". В то же время Гессе резко критиковал литераторов, ничего не смыслящих в медицине и психиатрии и выискивающих в произведениях поэтов "следы каких-то комплексов и проявления неврозов" и ославляющих их на весь свет как "психопатов". [2, c.195]
      Большое влияние на Германа Гессе и его творчество оказал и швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт, который, вслед за Шопенгауэром, "придерживался скептически-пессимистических воззрений", отрицал "возможность прогресса" и "рассматривал исторические события как бы вне движения". [ 6, c.116]. Влияние Буркхардта особенно прослеживается в романе Гессе "Игра в бисер", в котором писатель поднимает проблему ответственности духа перед историей, и ценности духа выражаются с помощью универсального языка -"игры как квинтэссенции чистой духовности". [4, c.251] Главный герой романа не случайно носит имя Кнехт, что в переводе с немецкого означает "слуга". Автор как бы подчеркивает необходимость не чисто умозрительной интеллектуальной работы духа, а деятельности духа, направленной на служение людям
      Говоря о творчестве и мировоззрении Германа Гессе, нельзя не отметить традиционность его творчества, влияние на него величайшего гуманиста Германии Иоганна Вольфганга Гете. Гессе писал о нем: "Среди всех немецких поэтов я больше всего благодарен Гете, он занимал меня болше всего, угнетал, ободрял, понуждал следовать за ним или с ним спорить." [2,c.205]. Гессе подчеркивал важнось чтения Гете молодым поколением: "Если бы я руководил средней или высшей школой, я бы вообще запретил чтение Гете и разрешал знакомство с ним лишь в качестве высшей награды самым лучшим, самым достойным.....И в своих поисках духа, который мог бы нас спасти, и в готовности, не боясь никаких жертв, служить этому духу они не смогли бы найти себе лучшего вождя и лучшего товарища, чем Гете." [2, c.211]
      Как отмечают литературоведы, Гессе не имел четких мировоззренческих позиций и это не могло не сказаться на его творчестве, в котором "отражены все сомнения, колебания, разочарования буржуазной интеллигенции в период между двумя мировыми войнами, ее неспособность постичь глубинные социальные процессы, вызывающие и в значительной степени определяющие те или иные явления культуры". [1, c.194] И именно поэтому "ведущим принципом художественно-философского мышления становится именно утопия: моделирование тех возможностей, которые не могут быть реализованы в наличном бытии, но которым тем не менее представляются необходимыми человеческому духу". [1, c.194]
      Для творчества Гессе характерен уход от реальности, поиски своего внутреннего "я", созерцательность и описательность. Он не призывает к активным действиям, он только показывает действительность такой, как она ему видится и тем самым заставляет нас задумываться над проблемами бытия, "будит беспокойство, заснувшую совесть и активизирует разум", дает "свободу думать самим и самим находить свой путь". [6, c.119]

      Г.Симферополь, июнь 2002г.

      Использованная литература:

1. Акиндинова Т.А, Бердюгина Л.А. Г.Гессе: между пессимизмом знания и оптимизмом веры.В кн. "Новые грани старых иллюзий", Ленинград.: Издательство Ленинградского университета, 1984г. - с.169-196
2. Гессе, Герман. Письма по кругу М.:Прогресс, 1987. - 400с.
3. Затонский Д. Парадоксы Германа Гессе.В кн. "В наше время". М.: Сов.писатель,1979. - с.230-257
4. Лейтес Н.С. Немецкий роман, 1918-1945г. Пермь:Пермский унив- т, 1975г.
5. Седельник В.Д. Я верю в законы человеческого рода ... Предисловие к книге Германа Гессе "Письма по кругу". М.: Прогресс, 1987. - с.5-21
6. Хильшер Э. Истоки мировоззрения Германа Гессе. В кн."Поэтические картины мира". М.: Художест.литература", 1979г, с.85-119
7. Hermann Hesse. Der Steppenwolf und unbekannte Texte aus dem Umkreis des Steppenwolf. Zusammengestellt und mit einem Essaz von Volker Michels. Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main, 1972. - 357.